Задержание, как мера давления на человека.
Правоохранительные органы РФ (в том числе полиция, таможенные органы, миграционная служба и т.д.) вправе задерживать граждан как по подозрению в совершении преступления, так и за совершение административного правонарушения.
Не всегда задержание оборачивается для лица дальнейшим привлечением к уголовной ответственности, но практически всегда вызывает у человека стресс, являющийся последствием сопровождаемого на него давления оперативных работников, следователей и других сотрудников правоохранительных органов.
Задержание физического лица регулируется такими нормативными актами, как УПК РФ, Федеральным Законом РФ «О полиции в РФ», КоАП РФ, ФЗ «О государственной границе РФ».
Лишение гражданина свободы затрагивает его конституционное право на свободу. Тем не менее правоХоронители фривольно относятся к данному вопросу.
Так, моментом фактического задержания является невозможность человека распоряжаться своей свободой по своему усмотрению.
Как показывает статистика по возбужденным уголовным делам в отношении должностных лиц правоохранительных органов, задержание используется ими с целью воздействия попавших в их сферу влияния предпринимателей и других категорий граждан и никто из нас также не застрахован от такой ситуации.
Примером может служит одно из дел, возбужденных в отношении начальника отдела полиции Фрунзенского района гор. С-Петербурга и его двух подчиненных, направленных в суд питерскими следователями.
В целях давления на коммерсантов были проведены обыски на торговых точках предпринимателей и последние по указанию начальника ОМВД были помещены в комнату для административно-задержанных, где содержались естественно без всяких к тому оснований.
Срок задержания подозреваемого в совершении преступления исчисляется с момента оформления протокола о задержании, как указано в ст. 92 УПК РФ. Вроде все правильно. Только если лицо находилось на месте преступления, следователь прибыл к нему и задержал, оформив все необходимые документы, или же сам гражданин явился в полицию с повинной.
А если подозреваемый был доставлен в полицию откуда-то, и его доставка длилась несколько часов, а то и суток. Разве человек был способен распоряжаться своей свободой, вернее несвободой?
Примером может служить помещение члена команды гражданского судна, совершившего противоправные действия в каюту под охрану до прибытия в порт РФ для передачи его следственным органам.
В этом случае права гражданина явно нарушаются и он вынужден в случае осуждения отбывать явно больший срок.
Надо учитывать, что срок задержания исчисляется с момента его фактического задержания и никакие протоколы не способны оправдать бездействие следователя, указывающего удобный для него срок.
Также происходит в случаях фактического задержания подозреваемого в совершении преступления лица до возбуждения уголовного дела.
Таким образом, следователь может искусственно увеличивать срок задержания лица, а как известно его максимальная продолжительность составляет 48 часов, и только такой срок задержания может быть продлен судом до 72 часов.
Нередко, для того, чтобы обойти закон, подозреваемое лицо по надуманным основаниям задерживается за совершение административного правонарушения. Он помещается в комнату для административно-задержанных, и в это же время с ним производятся различные следственные действия, добываются доказательства, изобличающие его.
Применение таких правил по началу течения срока задержания является извращением закона, принижает авторитет правоохранительных органов и самой судебной власти.
Тенденция нарушения прав граждан существует и будет существовать, поскольку в отношении задержания не осуществляется судебный контроль в отличие от ареста, для которого необходима санкция суда.
Срок же по административному задержанию согласно ст. 27.2 КоАП РФ начинает течь с момента доставления гражданина в помещение органа внутренних дел.
Итак, для того, чтобы отстаивать свои права и не находиться под стражей больше, чем установлено законом, необходимо оперативно реагировать на недобросовестность следователя, подавать жалобы в суд или в вышестоящий орган.
1. «Правильный» следователь обязательно укажет фактическое время задержания в протоколе задержания, а не юридическое, то есть обозначенное временем оформления процессуального документа.
2. Если следователь изначально указал неверно время задержания, тогда необходимо добиваться путем подачи жалоб установления фактического времени задержания, в результате или сам следователь своим постановлением об установлении времени задержания укажет, что временем задержания считать такую то дату и час или же суд укажет дату и конкретное время в своем постановлении.