Алгоритм действий налоговых органов при непредставлении по требованию инспекции документов и расчетным путем начислить налоги, подлежащие уплате в бюджет.

Алгоритм действий налоговых органов при непредставлении по требованию инспекции документов и расчетным путем начислить налоги, подлежащие уплате в бюджет.

- документация организации или ИП утеряна или уничтожена?

- не допускаете сотрудников ФНС при проведении выездной налоговой проверки в офис, склад?

- как налоговая будет начислять налоги?

На все эти вопросы и другие найдете ответ на данной странице.

Если налогоплательщик отказывает допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения; - не представляет в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов; - отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислять налоги. То налоговый орган имеет право в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 ст. 31 НК РФ имеет право определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций. Применение расчетного метода не должно носить характер злоупотребления правом со стороны налогового органа. К примеру, если налогоплательщик не допустил на территорию (помещение) должностных лиц налогового органа по уважительным причинам (по причине возникшей чрезвычайной ситуации) либо если воспрепятствование доступу на территорию налогоплательщика осуществлено лицом, не являющимся его законным представителем, у налогового органа не возникает право исчислять налоги расчетным путем в порядке, предусмотренном подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса. В случае, если воспрепятствование доступу на территорию налогоплательщика было осуществлено лицом, хоть и не являющимся должностным лицом проверяемого налогоплательщика, но действующего по его поручению и в его интересах, то такое воспрепятствование следует рассматривать как основание применения подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса. В случае если вручение требования о представлении документов непосредственно налогоплательщику по объективным причинам невозможно, налоговому органу следует направить данное требование по почте. При этом требование рекомендуется направлять по всем известным налоговому органу адресам. В данном требовании в обязательном порядке должен содержаться конкретный перечень запрашиваемых документов. В требовании о представлении документов необходимо указывать подробные данные, позволяющие идентифицировать истребимые документы. В случае если, по истечении срока исполнения требования документы налогоплательщиком не представлены, должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, производит осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (пункт 1 статьи 92 Кодекса). 2. В случае, если в ходе проведения выездной налоговой проверки у налогового органа появляется право на применение расчетного пути определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации, в зависимости от оснований применения расчетного пути должностным лицам налогового органа следует провести определенный комплекс мероприятий, подтверждающий обоснованность применения расчетного пути. 2.1. Право доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения налоговой проверки предоставлено статей 91 Кодекса. Пункт 2 статьи 91 Кодекса в корреспонденции со статьей 92 Кодекса предоставляет право должностным лицам налоговых органов, непосредственно проводящим налоговую проверку, производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) на основании пункта 3 статьи 91 Кодекса составляется акт. Форма акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица, утверждена приказом ФНС России от 06.03.2007 № ММ-3-06/106@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (в редакции приказа ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@). Акт должен быть подписан руководителем проверяющей группы и проверяемым лицом (п.3 ст. 91 Кодекса). В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись, которая удостоверяется подписями руководителя проверяющей группы и понятых. Необходимо отметить, что лица не являющиеся руководителями проверяющих групп (бригад) не в праве составлять вышеуказанный акт. В этой связи в проведении осмотра в обязательном порядке должен участвовать руководитель проверяющей группы (бригады). Воспрепятствование доступу означает оказание налогоплательщиком противодействия нормальному ходу проводимой в отношении него налоговой проверки, что приводит к невозможности достоверно проверить исполнение им своих налоговых обязательств. Применение расчетного метода не должно носить характер злоупотребления правом со стороны налогового органа. К примеру, если налогоплательщик не допустил на территорию (помещение) должностных лиц налогового органа по уважительным причинам (по причине возникшей чрезвычайной ситуации) либо если воспрепятствование доступу на территорию налогоплательщика осуществлено лицом, не являющимся его законным представителем, у налогового органа не возникает право исчислять налоги расчетным путем в порядке, предусмотренном подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса. В случае, если воспрепятствование доступу на территорию налогоплательщика было осуществлено лицом, хоть и не являющимся должностным лицом проверяемого налогоплательщика, но действующего по его поручению и в его интересах, то такое воспрепятствование следует рассматривать как основание применения подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса. За незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, должностное лицо налогоплательщика должно быть привлечено к административной ответственности в соответствии со статьей 19.7.6 «Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП). В порядке, предусмотренном главой 28 КоАП, составляется протокол об административном правонарушении. В соответствии со статьей 23.5 КоАП дела о правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7.6 КоАП, рассматривают налоговые органы. В соответствии с пунктом 2 статьи 23.5 КоАП, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7.6. являются: 1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители; 2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах Российской Федерации, их заместители; 3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах. При этом протокол об административном правонарушении составляется одновременно с актом о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица. Перечень должностных лиц налоговых органов, имеющих право на составление протокола об административном правонарушении, установлен приказом ФНС России от 02.08.2005 №САЭ-3-06/354@ «Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях». Постановление о привлечении должностного лица налогоплательщика к административной ответственности по статье 19.7.6 КоАП и акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица являются документами, обосновывающими право налогового органа самостоятельно определить суммы налогов расчетным путем по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по данным аналогичных налогоплательщиков. Подпункт 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса предоставляет налоговому органу право использовать расчетный метод при воспрепятствовании доступу на территорию налогоплательщика в качестве самостоятельного основания, однако целесообразно расчетный метод исчисления налогов по данному основанию применять в совокупности с иными основаниями (непредставление в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов; отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения; ведения учета с нарушением установленного порядка), что позволит более аргументировано обосновать право налогового органа на применение расчетного пути исчисления налогов. 2.2 Реализация налоговыми органами своих контрольных функций направлена на обеспечение баланса между участниками налоговых правоотношений и соблюдение публично-правовых интересов государства. Обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения является по своей сути одной из норм установленного в налоговом законодательстве порядка взимания налогов, который призван обеспечить безусловное выполнение каждым обязанности платить законно установленные налоги и сборы. 2.2.1 В соответствии с пунктом 12 статьи 89 Кодекса налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностным лицам налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. В этой связи, одновременно с ознакомлением налогоплательщика с решением о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику вручается уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с документами (далее – Уведомление), связанными с исчислением и уплатой налогов по рекомендуемой форме, доведенной письмом ФНС России от 08.10.2010 № АС-37-2/12931@. Факт неисполнения налогоплательщиком уведомления является безусловным основанием для выставления в адрес налогоплательщика требования о представлении документов в порядке, предусмотренном статьей 93 Кодекса. Налоговый орган должен предпринять меры для вручения требования о представлении документов непосредственно проверяемому налогоплательщику (законному представителю проверяемого налогоплательщика). В случае если вручение требования о представлении документов непосредственно налогоплательщику по объективным причинам невозможно, налоговому органу следует направить данное требование по почте. При этом требование рекомендуется направлять по всем известным налоговому органу адресам. В данном требовании в обязательном порядке должен содержаться конкретный перечень запрашиваемых документов. В требовании о представлении документов необходимо указывать подробные данные, позволяющие идентифицировать истребуемые документы. При составлении Требования о представлении документов (информации) рекомендуется наименования документов приводить в строгом соответствии с их наименованиями, указанными в соответствующих нормативных правовых актах, обязывающих налогоплательщиков иметь или применять определенные документы в своей деятельности. Требование, составленное без учета вышеуказанных признаков, содержащее формулировки, не позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы, может быть не исполнено налогоплательщиком или исполнено не в полном объеме. В таком случае, налоговому органу следует направить уточненное требование о представлении документов. В случае если, по истечении срока исполнения требования документы налогоплательщиком не представлены, должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, производит осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (пункт 1 статьи 92 Кодекса). По факту непредставления в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, налогоплательщик подлежит привлечению к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Кодекса. Следует учесть, что привлечение налогоплательщика к ответственности является неправомерным при условии, если документы на момент истребования у налогоплательщика отсутствовали по объективным причинам (например - пожар, изъятие), то есть, в случаях, в которых у налогоплательщика отсутствует вина. За отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а также за представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде должностные лица налогоплательщика подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 15.6 КоАП. При проведении осмотра территории (помещений) налогоплательщика следует: - установить наличие или отсутствие (полное или частичное) документов бухгалтерского и налогового учета; - установить соблюдение (несоблюдение) порядка хранения документов; - осуществить сбор сведений о налогоплательщике, которые упростят в дальнейшем применение расчетного пути определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации, а именно: установить количество единиц оборудования, примерный объем запасов сырья и готовой продукции, количество оборудованных стационарных рабочих мест, вычислительной техники, площадь помещений, назначение помещений (офисные, производственные, складские, торговые и т.д.), другие характеристики помещений. О производстве осмотра составляется протокол, в котором фиксируются фактические данные, полученные в результате непосредственного визуального изучения объектов осмотра, представляющих интерес для проверки. При обнаружении в ходе осмотра документов бухгалтерского и налогового учета целесообразно рассмотреть вопрос о проведении выемки документов, предметов в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекса. Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. Выемка документов и предметов оформляется протоколом, составленным с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 Кодекса. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов. При этом право на применение положений подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса возникнет у налогового органа только в случае, если изъятые в ходе выемки документы не позволяют определить суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, а выставленное требование о представлении документов в течении более чем двух месяцев останется неисполненным. 2.2.2. В случае неисполнения налогоплательщиком в установленный законодательством срок требования о представлении документов налоговый орган в обязательном порядке выясняет причины и фактические обстоятельства непредставления документов. Для установления фактических обстоятельств непредставления документов налоговый орган проводит комплекс мероприятий налогового контроля, с учетом требований законодательства Российской Федерации к порядку хранения налогоплательщиком документов. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов. В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (далее – Закон № 129-ФЗ) ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации. Нормативным документом, регламентирующим порядок хранения документов в организации, является Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105 (далее – Положение). При этом в соответствии с пунктом 6.2 Положения документы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственность лиц, уполномоченных главным бухгалтером. Согласно пункту 6.8 Положения в случае пропажи или гибели первичных документов руководитель предприятия назначает приказом комиссию по расследованию причин гибели. В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия. В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона № 129-ФЗ в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, обязательно проведение инвентаризации. Порядок проведения инвентаризации и способ отражения ее результатов установлены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. 2.2.2.1. В зависимости от обстоятельств утраты документов, данный факт подтверждается документами самого налогоплательщика, в том числе выданными различными ведомствами (МЧС, правоохранительные органы, коммунальные службы и др.), а также документами, полученными из указанных ведомств по запросам налоговых органов. При непредставлении документов по причине их утраты налоговый орган предлагает налогоплательщику восстановить утраченные документы, путем направления (вручения) последнему письменного уведомления. По истечении двухмесячного срока, установленного подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса, целесообразно повторно уведомить налогоплательщика об исчислении налоговым органом расчетным путем сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет. В данном уведомлении целесообразно предложить налогоплательщику представить налоговому органу имеющиеся сведения об аналогичных налогоплательщиках. Налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление о невозможности представления документов в сроки, указанные в требовании, с указанием причин, по которым истребованные документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребованные документы. При этом, если обращение мотивировано необходимостью восстановления утраченных документов, рекомендуется его удовлетворить. Срок продления представления документов в таком случае не должен превышать двух месяцев. Если утрата документов произошла по причине пожара, наводнения, хищения или по иным причинам, то в подтверждение указанного обстоятельства у налогоплательщика должны быть в наличии следующие документы: - Приказ о назначении комиссии по расследованию причин утраты документов; - Акт, составленный вышеуказанной комиссией, утвержденный руководителем организации; - Акт инвентаризации имущества и финансовых обязательств; - Справки из органов государственной противопожарной службы, правоохранительных органов, МЧС, коммунальных служб и др. компетентных органов; - Другие документы, подтверждающие соответствующие обстоятельства. В случае если вышеуказанные документы не были представлены налогоплательщиком самостоятельно, они должны быть запрошены у налогоплательщика по требованию в порядке предусмотренном статьей 93 Кодекса. При отсутствии у налогоплательщика указанных документов необходимо установить причины их отсутствия. С целью проверки причин и обстоятельств непредставления налогоплательщиком документов по требованиям налогового органа, включая вышеперечисленные документы, необходимо в соответствии с положениями статьи 90 Кодекса провести допросы должностных лиц налогоплательщика, ответственных за ведение учета и хранение документов. В ходе допросов должностных лиц налогоплательщика следует: - выяснить причины отсутствия документов бухгалтерского и налогового учета, обстоятельства утраты документов; - установить наличие (отсутствие) вины в действиях должностных лиц налогоплательщика; - установить, принимаются ли налогоплательщиком меры для восстановления бухгалтерского и налогового учета. Если установлено, что утрата документов произошла вне помещения бухгалтерии или архива, где должны находиться первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы, то необходимо произвести допросы должностных лиц с целью установления причин хранения данных документов вне помещений, предназначенных для этих целей. В независимости от факта представления налогоплательщиком документов, подтверждающих утрату документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, налоговому органу следует обратиться в компетентные органы по подведомственности с целью проверки обстоятельств отсутствия документов. - в правоохранительные органы для подтверждения обращений налогоплательщика по фактам хищения; - в органы МЧС для подтверждения фактов пожаров, наводнений или других стихийных бедствий, во время которых были утрачены документы; - в коммунальные службы для подтверждения фактов затопления помещений и т.п. При анализе полученных документов и информации необходимо исследовать вопросы: - находились ли документы бухгалтерского и налогового учета в помещениях, в которых произошел пожар или затопление или из которых произошло хищение; - предназначались ли данные помещения для хранения документов бухгалтерского и налогового учета и соответствовали ли условиям, необходимым для хранения бухгалтерских документов; - если данные помещения не предназначены для хранения документов, исследовать вопрос: каким образом и с какой целью документы были перемещены в данные помещения перед хищением, пожаром, затоплением; - если документы утрачены вне помещений налогоплательщика, исследовать вопрос регистрации транспортного средства в органах ГИБДД, прохождения транспортным средством технического осмотра, соответствия габаритов транспортного средства, в которых перемещались утраченные документы, примерному объему бухгалтерских документов налогоплательщика за определенные периоды времени. Анализ полученной информации должен отражать степень достоверности информации, полученной от налогоплательщика по фактам утраты документов, необходимых для исчисления налогов. 2.2.2.2. В случае изъятия документов правоохранительными органами у налогоплательщика должен быть в наличии протокол изъятия документов. Протокол изъятия должен содержать опись документов, изъятых в ходе осуществления оперативно-розыскного мероприятия. Если протокол изъятия документов не был представлен налогоплательщиком самостоятельно, он должен быть запрошен у налогоплательщика по требованию в порядке, предусмотренном статьей 93 Кодекса. Вне зависимости от факта представления налогоплательщиком протокола изъятия документов, налоговому органу следует обратиться в органы, проводившие изъятие с целью проверки обстоятельств отсутствия документов. Налоговый орган направляет в орган, проводивший оперативно-розыскное мероприятие запрос о подтверждении факта проведения выемки, с одновременной просьбой о представлении копии протокола изъятия, а также копий изъятых документов, а в случае невозможности представления копий - с просьбой об ознакомлении с подлинниками изъятых документов. Также следует запросить информацию, возвращались ли налогоплательщику (и в каком объеме) изъятые документы. Запрошенная информация о возврате либо не возврате изъятых подлинников документов позволит установить либо исключить факт умышленных действий налогоплательщика по непредставлению истребованных документов. 2.2.2.3. В случае непредставления налогоплательщиком документов в установленный срок без объяснения причин налоговому органу проводящему проверку следует: - провести допрос руководителя и должностных лиц, ответственных за формирование и представление налоговой и бухгалтерской отчетности с целью выяснения причин непредставления документов, а также согласования сроков их представления; - провести осмотр помещений налогоплательщика, а также мест предполагаемого нахождения документов; - провести мероприятия по установлению местонахождения документов (направление запросов арендодателям и проведение осмотров арендуемых помещений, направление запросов оператору, через которого осуществляется представление отчетности по ТКС с целью получения сведений о должностном лице налогоплательщика, заключившем договор на оказание данной услуги, ip-адреса при передаче информации оператору в электронном виде, физического места нахождения компьютера, с которого происходила отправка отчетности); - проведение выемки документов в порядке положений статьи 94 Кодекса, в случае установления местонахождения документов в ходе проведенного осмотра. 2.2.3 При обосновании применения расчетного метода в связи с непредставлением документов исчисление двухмесячного срока должно осуществляться в порядке, установленном статьей 6.1 Кодекса с учетом следующих особенностей: - при непредставлении документов по требованию двухмесячный срок исчисляется со дня, следующего за днем истечения срока исполнения требования о представлении документов; - в случае, если руководителем (заместителем руководителя) налогового органа принято решение о продлении сроков представления документов по требованию, то двухмесячный срок исчисляется со дня, следующего за днем, указанным в решении; - в случае, если налоговым органом налогоплательщику было предложено восстановить утраченные документы, двухмесячный срок исчисляется со дня, следующего за днем получения последним уведомления о необходимости восстановления документов, но не ранее чем со дня истечения срока исполнения требования о представлении документов. При этом следует учитывать, что течение срока исполнения требования приостанавливается в момент приостановления выездной налоговой проверки. Поэтому целесообразно не приостанавливать проведение проверки до истечения срока исполнения требования. 2.3. В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Кодекса налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Налоговый учет это система обобщения информации для определения налоговой базы (статья 313 Кодекса). Подтверждением данных налогового учета являются: 1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); 2) аналитические регистры налогового учета; 3) расчет налоговой базы. Аналитические регистры бухгалтерского и налогового учета - сводные формы систематизации данных учета за отчетный (налоговый) период, которые учитываются в разработочных таблицах, специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, ведомостях, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. Формирование данных бухгалтерского и налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения. При этом аналитический учет данных бухгалтерского и налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы. Под отсутствием учета объектов налогообложения налогом на прибыль в соответствии со статьями 313, 314 Кодекса с учетом требований статьи 247 Кодекса понимается отсутствие регистров бухгалтерского и налогового учета и первичных учетных документов, на основании которых они формируются. Под отсутствием учета объектов налогообложения при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), в соответствии со статьями 146, 153-159 Кодекса, постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000г. № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» признается отсутствие синтетического и аналитического учета по соответствующим счетам бухгалтерского учета, книг продаж и журналов учета выставленных счетов-фактур. Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей установлен приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей» и ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения не позволяет налоговому органу, в ходе проведения выездной налоговой проверки достоверно и в полном объеме определить суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет. Также основанием для применения расчетного метода является установление факта ведения налогоплательщиком учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги. О ведении налогоплательщиком учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, может свидетельствовать: • неполный и несистематизированный учет хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и в налоговых регистрах; • неправомерное применение налогоплательщиками специальных налоговых режимов; • отсутствие раздельного учета операций (ведение его с нарушением установленного порядка), подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход и по общей системе налогообложения. Само по себе отсутствие у налогоплательщика учета (налогового или бухгалтерского) при условии наличия у него первичных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций, из которых возникают налоговые последствия, не может служить безусловным основанием для применения расчетного метода. Возможность достоверно определить налоговые обязанности у налогоплательщика не является утраченной и позволяет ему принять меры для восстановления учета хозяйственных операций. Поскольку данное основание, в отличие от предыдущих двух, не содержит указание на событие, которое должно произойти для подтверждения обоснованности применения расчетного пути, оно должно рассматриваться как факультативное и применяться во взаимосвязи с иными основаниями. В качестве самостоятельного основания для применения расчетного пути определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации, отсутствие у налогоплательщика учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, или ведение учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги следует применять в случае, если данное нарушение связано с неправомерным применением налогоплательщиком специальных налоговых режимов. 3. При установлении налоговым органом оснований для применения расчетного пути определения сумм налогов, следующими этапами выездной налоговой проверки будут: - Сбор данных о налогоплательщике; - Определение методики расчета; - Определение аналогичных налогоплательщиков; - Определение метода расчета налоговых обязательств. Подпункт 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса допускает два метода определения налоговых обязательств при применении налоговым органом расчетного пути: - на основании имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике; - на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках. 4. Расчетный метод на основании информации о самом налогоплательщике допустим при наличии у налогового органа достоверной информации о показателях финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица (в том числе о доходах и расходах, выручки от реализации для целей косвенных налогов). Применение расчетного пути на основании информации о самом налогоплательщике является приоритетным по отношению к информации об иных аналогичных налогоплательщиках. Для определения возможности применения расчетного пути по данным о самом налогоплательщике следует провести анализ следующей информации и документов: 1) налоговой и бухгалтерской отчетности; 2) информационных ресурсов ФНС России в том числе, ПИК «НДС», ПИК «Таможня»; 3) банковских выписок; 4) сведений фискальных отчетов, полученных по результатам проверок правильности применения ККТ при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет; 5) документов (информации) о налогоплательщике, полученных в порядке, предусмотренном статьей 93.1 Кодекса; 6) документов и сведений, полученных по результатам ранее проведенных мероприятий налогового контроля в рамках камеральных и выездных налоговых проверок: - документы представленные налогоплательщиком по требованиям налогового органа (статья 93 Кодекса); - документы, изъятые у налогоплательщика (статья 94 Кодекса); - материалы, полученные в результате инвентаризации имущества налогоплательщика (пункт 13 статьи 89 Кодекса); - протоколы осмотра помещений и территорий (статья 92 Кодекса); - объяснения налогоплательщика (пункт 1 статьи 82 Кодекса); - показания свидетелей (статья 90 Кодекса); - заключения эксперта (статья 95 Кодекса); - пояснения специалиста (статья 96 Кодекса); - документов, полученных от компетентных органов иностранных государств; - иные документы. 7) документов, полученных в рамках проверок соблюдения валютного законодательства; 8) отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации; 9) документов, полученных от правоохранительных органов, прокуратуры, органов исполнительной власти, местного самоуправления (в том числе по соглашениям); 10) сведений, подлежащих раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг; 11) информации о доле проверяемого лица на товарном рынке; 12) иной доступной налоговому органу информации. По итогам анализа данной информации налоговый орган должен достоверно определить виды экономической деятельности, осуществляемой проверяемым налогоплательщиком. При этом недопустимо основываться исключительно на видах деятельности, заявленных налогоплательщиком в регистрационных документах. На основе анализа банковской выписки следует установить перечень контрагентов, объем зачисленных и списанных денежных средств, а также основания их зачисления, списания. Данные, содержащиеся в банковских выписках, являются недостаточными для определения налоговых обязательств проверяемого лица в порядке, предусмотренном подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса, в этой связи, следует провести сопоставление данных, содержащихся в налоговой отчетности, с движением денежных средств по счетам в кредитных организациях. Если объем задекларированных доходов (расходов) налогоплательщика сопоставим с оборотом по счетам в кредитных организациях следует истребовать у всех контрагентов проверяемого налогоплательщика документы и сведения, о финансово-хозяйственной деятельности по взаимоотношениям с проверяемым лицом (в порядке статьи 93.1 Кодекса), а также провести опросы должностных лиц налогоплательщика ответственных за ведение учета на предмет использования в хозяйственной деятельности форм безденежных расчетов. При этом, истребование документов и информации должно осуществляться как в отношении контрагентов поставщиков, так и контрагентов покупателей проверяемого лица. В случаях расхождения задекларированных доходов (расходов) налогоплательщика в сравнении с оборотом по счетам в кредитных организациях налоговому органу также следует провести допросы должностных лиц налогоплательщика ответственных, за ведение учета с целью установления причин расхождения. Если обоснования причин будут представлены (например, налогоплательщик сообщит о выполнении работ, оказании услуг по агентским договорам), следует проверить данную информацию путем истребования документов (информации) у контрагентов проверяемого налогоплательщика. В случае если собранная информация не позволяет достоверно установить объем налоговых обязательств проверяемого лица (так, например, по налогу на прибыль отсутствует полный пакет документов, подтверждающий реализацию товаров (работ, услуг), материально-производственных запасов, суммы начисленной амортизации, расходы на оплату труда и др.) налоговому органу следует осуществить мероприятия налогового контроля, направленные на определение аналогичных налогоплательщиков. 5. Если в виду специфики хозяйственной деятельности налогоплательщика (большого количества контрагентов с незначительными суммами поступления/списания по данным банковской выписки по отношению к общему обороту денежных средств по счетам в кредитных организациях, большого количества контрагентов физических лиц, а также проблемных контрагентов) невозможно истребовать документы у всех контрагентов проверяемого лица, налоговому органу следует применять для расчета налоговых обязательств данные об аналогичных налогоплательщиках. Рассматривая понятие аналогичности, следует учитывать, что оно не предполагает тождественности показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, выбранного для аналогии с проверяемым лицом. При выборе аналога следует учитывать следующие критерии аналогичности предприятий: 1) конкретный вид (виды) осуществляемой деятельности; 2) наличие лицензий, членство в СРО; 3) климатические условия осуществления деятельности; 4) сезонность деятельности; 5) среднесписочная численность работников; 6) объем выручки; 7) ассортимент реализуемых товаров; 8) сведения об основных поставщиках; 9) наличие производственных, складских помещений, транспортных средств, оборудования, машин (собственность, аренда, лизинг); 10) количество и площадь торговых помещений; 11) внеоборотные и оборотные активы по данным бухгалтерского баланса; 12) участие в договорах о совместной деятельности, простого товарищества; 13) количество обособленных подразделений; 14) доля проверяемого лица на товарном рынке; 15) иные показатели, относящиеся к специфике деятельности налогоплательщика. При отборе аналогов налоговому органу следует исходить из того, что ни один из критериев не имеет приоритета перед другими, а определение аналогов должно осуществляться исходя из максимально возможной совокупности критериев. При этом в акте выездной налоговой проверки должны быть изложены существенные факторы, повлиявшие на выбор аналогичного налогоплательщика. Кроме того, особое внимание следует обратить на лиц, которые обозначены самим проверяемым налогоплательщиком в качестве аналогичных. В случае если показатели финансово-хозяйственной деятельности данных лиц не будут использованы налоговым органом при определении налоговых обязательств проверяемого лица, в акте выездной налоговой проверки следует отразить причины, по которым предложенные налогоплательщиком организации не могут рассматриваться в качестве аналогичных. Сумма доходов в качестве критерия аналогичности может рассматриваться только в случае, если налоговым органом сформирована доказательственная база, подтверждающая её достоверность. В случае, если проверяемый налогоплательщик занимает доминирующее положение на товарном рынке, следует обратиться в орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства с запросом о доле рынка, контролируемого проверяемым лицом, а также о других лицах, занимающих существенную долю на том же товарном рынке. В случае, если исходя из вида осуществляемой деятельности налогоплательщик обязан отчитываться (сдавать экземпляры продукции) перед некоммерческими организациями, такими как Российское авторское общество, Российская книжная палата и др. налоговому органу следует запросить у данных организаций информацию о производственной деятельности проверяемого лица, а также организациях, имеющих сопоставимые производственные показатели. При определении аналогичных налогоплательщиков следует использовать данные информационных ресурсов: Программы ЭОД местного уровня - для получения информации о заявленном виде экономической деятельности (данные подлежат обязательному сопоставлению с фактически осуществляемой деятельностью); ПИК «НДС» и ПИК «Таможня», ПК «Таможенный союз – обмен» – для получения информации о налогоплательщиках, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; Иные информационные ресурсы (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ПК ККТ и т.д.); При определении аналогичных налогоплательщиков налоговый орган также должен провести анализ информации, содержащейся в сети – Интернет: Интернет-сайт «Система профессионального анализа и рынков компаний» (далее СПАРК) – для получения показателей бухгалтерской отчетности, финансовых показателей деятельности в динамике, наличия государственных контрактов, возможность поиска аналогичных компаний по виду осуществляемой деятельности и др.); Сайт государственных закупок в случае, если проверяемое лицо осуществляет поставку товаров (работ, услуг) по государственным контрактам; Сайты налогоплательщиков, рассматриваемых в качестве аналогов для получения сведений, подлежащих обязательному раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации; Иные ресурсы, находящиеся в открытом доступе. Применяя метод расчета на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках, налоговый орган в первую очередь осуществляет отбор аналогичного налогоплательщика путем анализа данных по налогоплательщикам, состоящим на учете на подведомственной территории. Если на подведомственной налоговому органу территории отсутствуют налогоплательщики, соответствующие критериям отбора аналогичных налогоплательщиков, налоговый орган для определения аналога может использовать данные по налогоплательщикам соседних муниципальных образований того же субъекта Российской Федерации. Налоговый орган, проводящий проверку, направляет запрос, содержащий сведения о проверяемом налогоплательщике, в управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, которое в свою очередь, запрашивает сведения об аналогичных налогоплательщиках (соответствующих вышеперечисленным критериям), находящихся на территории иных муниципальных образований данного субъекта. При отсутствии на подведомственной данному управлению ФНС России по субъекту Российской Федерации территории аналогичных налогоплательщиков для определения показателя облагаемого дохода могут использоваться данные по налогоплательщикам соседних регионов. Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации по запросу территориального налогового органа, осуществляющего проверку, запрашивает сведения об аналогичных налогоплательщиках, находящихся на территории ближайшего(-их) субъекта(-ов), сходного(-ых) по климатическим, экономическим и социальным условиям. Указанный запрос рекомендуется исполнить в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса территориальными налоговыми органами. Запросы о предоставлении сведений об аналогичных налогоплательщиках, с редко встречающимися видами деятельности и характеристиками, целесообразно направлять только в случае, когда на территории соответствующего субъекта установлено местонахождение налогоплательщика, осуществляющего аналогичную деятельность. Необходимо отметить недопустимость одновременного применения обоих методов определения налоговых обязательств (так, например, недопустимо определять доходы по данным о налогоплательщике, а расходы по данным аналогичного налогоплательщика), кроме предусмотренных п. 2.3 настоящего письма случаев неправомерного применения УСН с объектом налогообложения «доходы». Следует учитывать, что наименование аналогичных налогоплательщиков, а также показатели их финансово-хозяйственной деятельности в обязательном порядке должны быть раскрыты в акте налоговой проверки. 6. При определении размера налоговых обязательств налогоплательщика по отдельным видам налогов на основании сведений об аналогичных налогоплательщиках налоговыми органами могут использоваться различные методики расчета налоговых обязательств, применение которых должно быть обосновано и изложено в акте выездной налоговой проверки. 6.1 В соответствии со статьей 247 Кодекса объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Таким образом, при применении расчетного метода должны рассчитываться как доходы, так и расходы проверяемого лица. Бремя доказывания того, что размер расходов, определенный налоговым органом в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса, не соответствует фактическим условиям экономической деятельности налогоплательщика, возлагается на последнего, поскольку именно он несет риски, связанные с возникновением оснований для применения налоговым органом расчетного метода определения сумм налогов. При определении суммы налога, подлежащего уплате налогоплательщиком расчетным путем, должны быть использованы данные о не менее чем по двум налогоплательщикам. Информация по одному аналогичному налогоплательщику может быть использована при условии, что данные критериев отбора по совокупности максимально соответствуют данным проверяемого налогоплательщика, при этом показатели деятельности других налогоплательщиков, осуществляющих тот же вид экономической деятельности не позволяют классифицировать их как аналогичных проверяемому лицу. В случае если отрасль, в которой осуществляет деятельность проверяемое лицо, является низкоконкурентной, налоговому органу следует учесть в расчете налоговых обязательств максимально возможное количество налогоплательщиков, занятых в отрасли. На практике чаще всего встречаются случаи, когда налогоплательщики, отобранные в качестве аналогов, могут иметь значительные отличия друг от друга по таким критериям, как размер полученной выручки, облагаемый доход, численность работников и др. Исходя из суммы прибыли (налоговой базы) проверяемого налогоплательщика, определенной в вышеуказанном порядке, и соответствующей ставки по налогу на прибыль рассчитывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Определенная расчетным путем сумма налога на прибыль сопоставляется с суммой налога, самостоятельно исчисленной организацией по декларации. Если сумма налога, исчисленная расчетным методом, превысит сумму налога, исчисленную самим налогоплательщиком, то разница подлежит доначислению к уплате в бюджет. В ином случае, перерасчет налоговых обязательств не производится. В случае, если у налогового органа имеются достаточные основания полагать, что налогоплательщик использовал в своей финансово-хозяйственной деятельности неоформленный надлежащим образом персонал или персонал, оформленный по гражданско-правовым договорам, при расчете налоговых обязательств следует исходить из фактической численности сотрудников, занятых в производственном процессе. Методы расчета, применяемые при определении налоговых обязательств по налогу на прибыль, применимы также для расчета сумм налога, подлежащего уплате в связи с применением упрощенной системы налогообложения (в случаях, если невозможно рассчитать налоговые обязательства по данным налогоплательщика), единого сельскохозяйственного налога. 6.2 В соответствии с пунктом 7 статьи 166 Кодекса в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы НДС, подлежащие уплате, расчетным путем только на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам. Пунктом 1 статьи 166 Кодекса предусмотрен порядок исчисления налога на добавленную стоимость, исходя из которого сумма налога при определении налоговой базы на основании статей 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Налоговые обязательства по НДС проверяемого лица определяются исходя из суммы выручки аналогичных налогоплательщиков. В качестве аналогичных налогоплательщиков должны использоваться те же лица, которые использовались при расчете налоговых обязательств по налогу на прибыль. В качестве налогооблагаемой базы принимаются данные выручки отраженной по строке 010 декларации по НДС «Реализация (передача для собственных нужд) товаров (работ, услуг), передача имущественных прав по соответствующим ставкам» за соответствующий налоговый период. При этом в случае отсутствия у налогоплательщика документов, подтверждающих ведение раздельного учета, для исчисления НДС проверяемого налогоплательщика, налогообложение производится по максимальной ставке налога, установленной статьей 164 Кодекса. Налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. При этом налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных налогоплательщиком НДС для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов. Таким образом, поскольку налог на добавленную стоимость исчисляется по правилам статьи 166 Кодекса, а применение налоговых вычетов предусматривается статьями 171, 172 Кодекса и возможно лишь при соблюдении определенных условий и наличии определенных документов, расчетный метод, установленный пунктом 7 статьи 166 Кодекса, в целях определения суммы вычетов, не применим. Обязанность документально обосновать право на налоговый вычет сумм НДС, уплаченных контрагентам, при приобретении товаров (работ, услуг) лежит на налогоплательщике. То есть, если налогоплательщик не обоснует налоговые вычеты подтверждающими документами, налоговый орган не должен принимать отраженные в налоговых декларациях налоговые вычеты сумм НДС (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2007 № 8686/07, от 09.11.2010 № 6961/10 и от 09.03.2011 № 14473/10). 6.3 В соответствии с пунктами 1-3 статьи 194 Кодекса установлен порядок исчисления акциза, согласно которому сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), определяется следующим образом: как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки; как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки; как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок). При этом налоговая база исчисляется в соответствии со статьями 187 - 191 Кодекса. Согласно статье 190 Кодекса, в случае, если налогоплательщик не ведет раздельного учета налоговой базы в отношении подакцизных товаров, предусмотренных пунктом 1 статьи 190 Кодекса, определяется единая налоговая база по всем совершаемым с указанными товарами операциям, признаваемым объектом налогообложения акцизами в соответствии со статьей 182 Кодекса. При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 194 Кодекса, если налогоплательщик не ведет раздельного учета налоговой базы в отношении подакцизных товаров, указанных в пункте 1 статьи 190 Кодекса, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям. В связи с тем, что у налогоплательщика отсутствуют документы, подтверждающие ведение раздельного учета налоговой базы в отношении подакцизных товаров и при отсутствии достоверных документов, подтверждающих объем реализации, для исчисления налогооблагаемой базы налоговый орган определяет среднюю выручку, рассчитанную по аналогичным налогоплательщикам и исчисляет сумму акциза исходя из максимальной налоговой ставки, определенной по всем облагаемым акцизом операциям аналогичных налогоплательщиков (которая должна совпадать с максимальной налоговой ставкой проверяемого налогоплательщика). В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 Кодекса, на установленные статьей 200 налоговые вычеты. При этом налоговые вычеты, предусмотренные статьей 200 Кодекса, производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком подакцизных товаров, либо предъявленных налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов) при его производстве, либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации. Таким образом, поскольку акциз исчисляется по правилам статьи 194 Кодекса, а применение налоговых вычетов предусматривается статьями 200, 201 Кодекса и возможно лишь при соблюдении определенных условий и наличии определенных документов, расчетный метод в целях определения суммы налоговых вычетов по акцизу не применим. Кроме того, если налогоплательщик не обоснует налоговые вычеты подтверждающими документами, налоговый орган не должен принимать отраженные в налоговых декларациях налоговые вычеты сумм акцызов. 6.4 При исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, расчетным путем необходимо учитывать выбранный налогоплательщиком объект налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Если налогоплательщик выбрал в качестве объекта налогообложения «доходы», первоначально рекомендуется рассмотреть возможность применения расчетного пути на основании информации о самом налогоплательщике. Контрольные мероприятия по установлению размера дохода необходимо проводить с учетом положений пункта 1 статьи 346.17 Кодекса, согласно которой датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод). Анализ банковских выписок позволяет определить сумму дохода, полученную налогоплательщиком в денежной форме на счета в банках. В целях её подтверждения необходимо истребовать документы (информацию) в соответствии со статьей 93.1 Кодекса у контрагентов-покупателей (заказчиков), проверяемого налогоплательщика в объеме позволяющем определить достоверность дохода. При определении дохода, полученного за наличный расчет и в безденежных формах расчета, необходимо использовать информацию, имеющуюся в налоговом органе или поступившую из внешних источников. О получении налогоплательщиком дохода за наличный расчет могут свидетельствовать следующие факты: наличие зарегистрированной ККТ, наличие договоров инкассации с банком, зачисление наличной выручки на счета в банках. Установленный по результатам контрольных мероприятий доход, рекомендуется использовать в качестве «расчетного на основании информации о самом налогоплательщике» при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Если по результатам мероприятий налогового контроля невозможно достоверно установить доход, необходимо использовать расчетный путь на основании данных об аналогичных налогоплательщиках. 6.5 Применяя расчетный метод при исчислении налога на доходы физических лиц необходимо учитывать особенности, установленные главой 23 «Налог на доходы физических лиц». Согласно статье 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и за ее пределами. В соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса. В силу статьи 221 Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют, в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 Кодекса «Налог на прибыль организаций». Таким образом, обязанность подтвердить понесенные расходы (налоговые вычеты) возлагается на налогоплательщика. В случаях отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, налоговые органы вправе определять сумму налога на доходы физических лиц расчетным методом. Исходя из положений пункта 1 статьи 221 Кодекса в случае, если налогоплательщик не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, профессиональный налоговый вычет производится от общей суммы дохода в размере 20 процентов общей суммы доходов. Поэтому, налоговым органом при исчислении сумм налога на доходы физических лиц расходы должны быть определены на основании установленных статьей 221 Кодекса размерах. Таким образом, расчетный метод в части определения размера профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ не применим.

Возврат к списку