Юридическое заключение или меморандум.

Юридическое заключение или меморандум.

Нередко перед человеком встает вопрос как поступить в той или иной ситуации, ответить на вопрос законны ли его действия? 
Также организация или индивидуальный предприниматель осуществляя свою финансово-хозяйственную деятельность повседневно сталкивается с юридическими вопросами, однако, чтобы вступить в какую-либо неординарную сделку, требуется понимание того, какие юридические последствия последуют в результате ее исполнения. 
Поэтому адвокат в своей деятельности, хотя больше этим занимаются корпоративные юристы, дает правовое заключение. Иностранные юристы и юристы, работающие в юридических компаниях In-house называют данный документ –меморандум. 
Ниже прилагается образец юридического заключения.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Петров П.П. (далее именуемый Клиент) обратился за юридической помощью к адвокату Чернову С.В. регистрационный № 77/6620.
Работа адвоката связана с юридической квалификацией отношений по поводу возможного приобретения автомобиля марки Volkswagen Touran для нужд ГОУ Центр образования № ХХХ г.Москвы.

  1. Во внимание принимаются изложенные Клиентом обстоятельства.

Совет попечителей ГОУ Центра образования № ХХХ располагает возможностью направить заявку в Благотворительный фонд «Помощь детям» на приобретение для учреждения автомобиля за счет денежных средств Благотворительного фонда «Помощь детям». 
Согласно решению Совета попечителей ГОУ Центр образования предполагается расходование на приобретение автомобиля не более одного миллиона рублей.
Учитывая отличительную черту Volkswagen Touran его способности к трансформации салона, удобство транспортировки крупногабаритных грузов обеспечено возможностью сдвинуть пассажирские сидения, поэтому и предполагается приобрести указанную марку автомобиля.
Указанный автомобиль имеется в наличии в автосалоне «ХХХХ». Этот автомобиль с пробегом, в отличном состоянии, находился в эксплуатации менее трех лет и имеет гарантию завода – производителя.
Автомобиль до сдачи на комиссию в автосалон принадлежал сотруднику ГОУ Иванову Ивану Ивановичу.
Клиент просит дать правовую оценку предполагаемой сделки.
Материалы поступили на исследование «____» _____________ 2012 года.
Готовое заключение выдано «____»____________ 2012 года.

2. На исследование поступили следующие материалы:
- протокол заседания Совета попечителей Центр образования № ххх от 01 января 2012 г.; 
- положение о Совете попечителей ГОУ Центра образования № хххх.
- устав Государственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы центра образования № ххххх
Адвокатом исследованы также следующие нормативные акты:
Закон об образовании № 3266-1 от 10.07.1992 г.;
Закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях № 135-ФЗ от 11.08.1995 г.
Гражданский кодекс РФ
Бюджетный кодекс РФ
94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»
Указ Президента РФ № 1134 от 1999 г.
Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. N 1379.

3.Исследовав вышеуказанные нормативные акты и заявление Клиента, можно пояснить следующее:
ГОУ Центр образования № хххх осуществляет свою деятельность на основании Закона об образовании № 3266-1 от 10.07.1992 г.
В соответствии со статья 32. Закона образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относится также привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита.
Согласно ст. 35 Закона Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения.
В п.2 статьи указано, что управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
В п.2.1. статьи в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, порядок формирования органов управления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
В ст.47 Закона упоминается о том, что образовательное учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям.
Осуществление указанной деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам.

В соответствии со ст. 35 Закона «Об образовании», Указом Президента РФ № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ, Примерном положении о попечительском совете общеобразовательного учреждения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. N 1379 попечительский Совет:
1) содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения;
2) содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников общеобразовательного учреждения;
3) содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий общеобразовательного учреждения;
4) содействует совершенствованию материально - технической базы общеобразовательного учреждения, благоустройству его помещений и территории;
5) рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции попечительского совета уставом общеобразовательного учреждения. 
Положение о Совете попечителей ГОУ Центра образования № хххх практически «зеркально» Примерному положению, утвержденному Постановлением Правительства № 1379.
Пунктами 5.9 и 5.9.1. Устава ГОУ Центр образования № ХХХ предусмотрено, что Учреждение в отношении денежных средств и имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, обязано согласовывать в случаях и в порядке, установленном федеральными законами, законами города Москвы, правовыми актами Правительства Москвы, настоящим Уставом совершение Учреждением крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
11 января 2011 года Совет попечителей согласно протоколу заседания постановил приобретение автомобиля в целях использования его для обеспечения уставной деятельности. Рекомендовать к приобретению экономичный автомобиль повышенной вместимостью или минивен стоимостью до 1 млн.рублей рублей и поручить выполнение данного задания председателю Совета.
ВЫВОДЫ:
Проанализировав представленные документы и нормативные акты можно прийти к выводу, что если по Договору купли-продажи автомобиля, которые должен быть заключен между юридическим лицом ООО «ХХХ» и ГОУ № ХХХ денежные средства будут перечисляться непосредственно Благотворительным фондом «Помощь детям» в адрес автомобильного салона, а не с расчетного счета учреждения, то к данной сделке не применимы положения пунктов 5.9 и 5.9.1 Устава ГОУ Центр образования, соответственно и не требуется одобрения Учредителя. 
Права и обязанности по данному Договору приобретают стороны договора, то есть «ХХХХ» с одной стороны, и ГОУ, с другой.
Но для того, чтобы указанная сделка не противоречила законодательству, необходимо в последующем одобрение тем же Советом попечителей данной сделки.
Судебной практики, размещенной в СПС «Консультант+» по схожим правоотношениям с данным вопросом Адвокатом не обнаружено.
Проведение торгов в соответствии с 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и муниципальных нужд» также не требуется, поскольку согласно ст.72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
В п.2 указанной нормы указано, что государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Поскольку на приобретение автомобиля выделяются не бюджетные средства, значит, и не требуется размещать заказ в соответствии с 94-ФЗ.
Данный вопрос об отсутствии необходимости проведения торгов отражен в судебной практике (Комментарий к Постановлению ФАС Московского округа от 25.10.2007 N КГ-А41/10869-07); ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 20.11.2007 N Ф03-А59/07-1/4869 N А59-5757/2006-С25; ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 27.05.2008 N Ф04-3158/2008(5383-А75-23).

Адвокат С.В. Чернов


Возврат к списку