Третейские суды и третьи лица, как участники процесса.

Третейские суды и третьи лица, как участники процесса.

Неоднократно средства массовой информации, правовые форумы адвокатов и юристов пестрили данными о привлечении к уголовной ответственности третейских судей, о том, что недобросовестные граждане для того, чтобы вывести имущество из владения третьих лиц намеренно обращаются в третейские суды, решения которых «легализуют» через компетентные государственные суды. Встречается, что этим же грешат и супруги при разделе имущества для дальнейшей материальной выгоды.
Приходилось встречаться с ситуациями, когда супруги при разводе и разделе совместно нажитого имущества с подачи юристов и адвокатов Москвы предъявляли друг другу решения третейских судов, согласно которым они являются должниками по Договорам займа, в которых имелась третейская оговорка. Денежные средства по данным договорам были якобы получены во время брака на нужды семьи, и соответственно принуждали вторую сторону выплатить половину суммы или менее суммы денежных средств, указанных в решении.
Согласно Закону «О третейских судах в Российской Федерации» № 102-ФЗ стороны третейского разбирательства - организации - юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - граждане - предприниматели), физические лица (далее - граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск. Ничего об участии третьих лиц не сказано.
Вместе с тем, в своей книге Третейское разбирательство в Российской Федерации под редакцией Курочкина С.А. автором указано, что субъектами третейского разбирательства могут быть третьи лица, при определенных условиях, не раскрывая их содержания.
То есть состав третейского разбирательства отличается от участников, указанных в гражданско-процессуальном и арбитражно-процессуальном кодексах.
Например, согласно ст. 43 ГПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, а также на предъявление встречного иска и требование принудительного исполнения решения суда.
Неясны и правовые последствия привлечения третьих лиц в третейский процесс. Основным побудительным мотивом привлечения третьего лица в гражданский процесс является возможность предъявления к нему в будущем регрессных требований или недопущения возможности ущемления прав третьего лица. 
Третейские суды РФ не входят в судебную систему Российской Федерации и соответственно их решения не имеют статус преюдициальности. Во всяком случае, ни АПК РФ, ни ГПК РФ не предусматривают, что обстоятельства, установленные решением третейского суда, не подлежат повторному доказыванию. 
Сходство состава участников третейского процесса с составом участников гражданского процесса не означает тождества их правового положения и характера их отношений. Влияние соглашения сторон на третейское разбирательство является настолько определяющим, что это делает невозможным участие в нем так называемых процессуальных истцов и лиц, выступающих в чужих интересах. Сторонами по делу всегда будут лишь лица, заключившие третейское соглашение. Участие иных лиц допустимо лишь при условии, если они, так же как и стороны, будут связаны третейским соглашением. Множественность участников на стороне истца или ответчика в третейском разбирательстве зависит не столько от характера существующего между ними правоотношения, сколько от наличия между ними третейского соглашения.
Чтобы избежать признания решения третейского суда незаконным, многие третейские суды предусмотрели в своих регламентах возможность участия в разбирательстве третьих лиц, например: в ст. 25 Регламента Третейского суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области раскрыто, что лицами, участвующими в третейском разбирательстве признаются стороны и третьи лица.
В пункте 6 названной статьи указано, то третьи лица вступают в третейское разбирательство только с согласия спорящих сторон. Для привлечения к разбирательству третьего лица, помимо согласия сторон, требуется также и согласие привлекаемого лица. Заявление ходатайства о привлечении третьего лица допускается только до истечения срока предоставления ответа на исковое заявление. Согласие на привлечение третьего лица должно быть выражено в письменной форме. 
Для объективного и правильного рассмотрения третейского разбирательства третейский суд вправе по собственной инициативе привлекать третьих лиц без согласия сторон. Стороны пользуются равными процессуальными правами.
То есть, многие третейские суды идут по пути меньшего сопротивления, допуская участие в процессах третьих лиц, чтобы в последующем государственными судами не признавались данные решения как нарушающие основополагающие принципы российского права.
Решение третейского суда не обладает преюдицией, поэтому, лица, чьи права и обязанности затрагиваются данных решением вправе обратиться в компетентный государственный суд с обжалованием решения как нарушающим основополагающие принципы российского права.
Как мне представляется наиболее удачным видится указание в ст.34 Закона Украины «О третейских судах» на возможность участия в процессе третьих лиц с согласия сторон, данное третье лицо принимает участие в третейском разбирательстве добровольно и не пользуются правом обжалования решения третейского суда.
Важное решение принял Конституционный Суд РФ в своем Постановлении № 10-П, указав в пункте 6.2. следующее: В качестве средства правовой защиты от нарушений прав лиц, не являющихся сторонами третейского разбирательства и в нем не участвующих, в том числе при рассмотрении споров относительно недвижимого имущества, может использоваться и процедура выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
В отличие от решений государственных судов свойством принудительной исполнимости решение третейского суда наделяется только после прохождения установленных процессуальным законодательством процедур получения исполнительного листа на его принудительное исполнение (экзекватуры). Указанные процедуры предполагают проверку на предмет надлежащего, основанного на законе формирования состава третейского суда, соблюдения процессуальных гарантий прав сторон и соответствия решения третейского суда основополагающим принципам российского права, т.е. на предмет соответствия данного частноправового по своей природе акта тем требованиям, которые предъявляются законом для целей принудительного исполнения.
Такая проверка осуществляется только государственным судом (общей юрисдикции или арбитражным) в процедурах, установленных процессуальным законодательством - главой 47 ГПК Российской Федерации.
Тем не менее третейские суды в РФ доказали свое право на существование, они положительно воспринимаются бизнес-адвокатами, осуществляющими юридическое обслуживание организаций, юристами, вовлеченных в частноправовые вопросы.
Прежде всего это быстрый, конфиденциальный способ разрешения спора, позволяющий выбрать не только конкретный суд, но и третейского судью.

Возврат к списку