Имущественная ответственность налогоплательщика при наличии признаком налогового преступления.
Повышенные расходы бюджета РФ, уменьшение цены на нефть вынуждают государство применять жесткие меры к реальному возмещению вреда, вызванного уклонением от уплаты налогов.
Поэтому под руководством Генпрокуратуры РФ, контролирующие и правоохранительные ведомства: ФНС, МВД и Следственный Комитет РФ договорились совместными усилиями о фактическом возмещении ущерба, разработав Инструкцию по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, утвердив ее Приказом N 286, ММВ-7-2/232@, от 08.06.2015.
Три части Инструкции определяют порядок взаимодействия подписантов:
- при назначении и проведении выездной налоговой проверки;
- при возбуждении и расследовании уголовного дела налоговой направленности;
- о мерах возмещения вреда на судебных стадиях.
1. При назначении и проведении выездной налоговой проверки согласно ст.36 налогового кодекса РФ.
Подразделения ОЭБиПК (ОБЭП) направляет в ФНС сведения о предполагаемом налоговом правонарушении тех или иных лиц, полученные в ходе ОРМ.
Следственные органы СК РФ при выявлении в ходе предварительного расследования данных о совершении налогового правонарушения, направляют материалы в ФНС по месту государственной регистрации юридического лица.
Органы прокуратуры информацию по поступившим заявлениям, обращениям о налоговых правонарушениям направляет в ФНС, а в том случает, если присутствует информация о незаконном возмещении налогов, то в соответствии со ст.151 УПК РФ материалы направляются непосредственно в следственные органы.
То есть, без предварительной оценки налоговыми органами действий должных лиц организации или ИП материалы направляются с целью расследования уголовного дела по ст.159 УК РФ (мошенничество).
В свою очередь органы ФНС обязаны учитывать поступившую информацию от правоохранительных органов при планировании выездных налоговых проверок на следующий квартал, за кварталов в котором такая информация поступила.
Руководитель налогового органа при утверждении плана выездных проверок обязан уведомить ОЭБ и ПК о возможном уклонении налогоплательщика от уплаты налогов на сумму, подпадающую под уголовный состав преступления. Подразделение МВД обеспечивает в проверке участие своего сотрудника. Также одновременно уведомляется прокуратура по месту нахождения налогоплательщика.
После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности ФНС принимает обеспечительные меры (запрет на отчуждение, передачу в залог имущества, приостановление операций по счетам налогоплательщика).
В ходе ВНП как МВД, так и ФНС занимаются сбором данных о порядке действий налогоплательщика с денежными средствами и имуществом.
Прокуратура, соответственно надзирает за действиями органов, производящим ВНП.
Прокуратура согласно ст. 77 НК РФ санкционирует арест имущества налогоплательщика.
2. При проведении предварительного следствия взаимодействие правоохранительных органов осуществляется следующим образом.
- Следственные органы СК РФ по результатам проверки уведомляют органы ФНС о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении;
- Если недостаточно материалов для начала расследования, то направляется просьба предоставить допматериалы;
- ФНС информирует СК об обращении налогоплательщика в суд с заявлением об отмене обеспечительных мер в форме приостановления действий налогового органа; об обращении налогоплательщика с заявлением о признании решения недействительным, однако это не ограничивает следователя в своих полномочиях в производстве по уголовному делу.
- ОЭБиПК предоставляет следователю сведения, полученные в ходе ОРМ.
- Если в ходе предварительного следствия налогоплательщик не уплатил суммы недоимки, пени и штрафов, то органы прокуратуры подготавливают материалы для подачи гражданского иска.
- Следователь дает поручение оперативным сотрудникам информировать его об установлении имущества налогоплательщика с целью его дальнейшего ареста.
3. Судебная стадия рассмотрения уголовного дела.
В том случае, если ущерб не возмещен, государственный обвинитель принимает меры к предъявлению гражданского иска.
То есть контролирующее лицо, ответственное за осуществление сделок организации отвечает своим имуществом в порядке субсидиарной ответственности.
Таким образом, при отказе налогоплательщика возместить ущерб преступлением, государственные органы на основании субсидиарной ответственности взыщут с физического лица вменяемую сумму, полученную в результате уклонения от уплаты налогов путем внесения в декларацию (расчет) заведомо ложных сведений или непредставления декларации.
Данная политика органов исполнительной власти соответствует позиции Верховного Суда РФ, отмеченной в Постановлении Пленума от 21.12.2017 № 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве".